Портрет моны Лизы Джоконды: муза с загадочной улыбкой

ДжокондаОблик Флоренции, пахнущей влажной пылью, как ночные фиалки, дурманящий голову смесью красок с очень старых картин и свежего лака, постепенно восставал в насыщенной синеве неба, чуть подернутого легкой дымкой тумана, поднимающегося с реки. Вначале проступили контуры древней колокольни Санта-Кроче, затем стройная и целомудренная в своей строгости, башня Палаццо Веккью.

Наливался насыщенным красным, подобно цвету восходящего светила, купол церкви Мария дель Фьоре, издали напоминающий фантастический гигантский цветок геральдической Алой Лилии. Робко задрожала в предрассветной влаге, но затем, словно осмелев вместе с восходящим солнцем, показалась и выступила вперед белоснежная мраморная кампанилла Джотто.

Светило воскресло вновь, разливаясь золотистым медом по небу, показавшись из-за холма Сан-Миньято, заставляя жизнь струиться по венам и артериям Флоренции и всего мира...

Флорентийский инженер

Леонардо вынуждали покинуть Флоренцию важные дела. Однажды в беседе с Макиавелли, он рассказал ему о своем военном замысле: направить воды Арно из старого русла, в новый путь, то есть, построить сеть каналом и отвести их от Пизы прямиком в Ливурнское болото. Пиза, город, ведущий с незапамятных времен с Республикой беспощадные, изматывающие войны, таким образом, будет отрезан от сообщений с морем и подвоз съестных припасов прекратится, вынуждая сдаться Флоренции. Николло же поделился этим замыслом с гонфалоньером, заставив свирепеть от уязвленного самолюбия мессера Пьеро, бездарному руководству которого, флорентийцы и были обязаны всеми поражениями Пизанской войны. Гонфалоньер, в свою очередь, в восторге поделился смелой идеей, высказанной Леонардо да Винчи, с советом Десяти, которые вначале чуть было не подняли его на смех, однако все же благоразумие взяло верх и они принялись за воплощение этого инженерного проекта в жизнь. Начало работ оказалось удачным, уровень в реке, действительно, понизился, но в 1505 года на все лето внезапно зарядили грозовые ливни, отчего случилось наводнение, и река попросту сломала часть плотины. И Леонардо срочно вызвали на место катастрофы.

Мона Лиза

Мона Лиза Джоконда

Но перед отъездом, его ждала еще одна, последняя встреча...

Мастер должен был закончить портрет моны Лизы Джоконды. Она казалась ему странной женщиной, и в течение трех лет, пока он работал над картиной, это чувство не померкло, но лишь усугубилось. В ней была тайна... Не для кого не секрет, что все художники имеют склонность в изображаемых им людях копировать собственное тело и лицо. Наверное, это происходит от того, что душа, будучи создательницей вместилища собственного тела, каждый раз, изобретая новый сосуд, стремится в нем повторить себя, то, что уже было создано ею. И эта склонность неукротима, она прорывается в картинах сквозь портретное сходство с тем, кого изображают, смешивая в единое целое все краски, вместе с сумбуром переживаний и чувств, выстраивая в этой какофонии цвета стройный унисон двух человеческих душ, взаимопроникающих друг в друга.

 

Портрет своего "Я"

Вот потому и мелькает в портретах если не лицо, то душа художника. Но в этот раз все было иначе. С этой женщиной все иначе, не так...Не только изображенная на портрете, но и живая мона Лиза становилась все более похожей на Леонардо, как это иногда случается с людьми, долго живущими вместе. Особенно сила этого пугающего и все возрастающего сходства изумляла в выражении глаз и улыбке. Этой же улыбкой было озарено лицо Фомы Неверующего, возлагающего руку на раны Господа. Она светилась на мраморе Вероккьо, которому молодой да Винчи служил моделью, и у Леды с лебедем, на устах блуждала все та же улыбка мастера, как будто Леонардо неосознанно всю жизнь ощупью искал отражение собственного совершенства во всех создаваемых им произведениях, и, наконец, нашел самого себя, цельного, такого, каким его сотворил Господь, в лице Джоконды.

Джоконда - Леонардо

Как могла эта простая, благочестивая женщина, служащая всего лишь украшением дома достопочтенного мессера Джоконда, которому было уже за сорок пять, и прелесть его молодой жены, положа руку на сердце, была ему менее понятна, чем новая порода лошадей, стать новым вместилищем души гения? Она занималась воспитанием его дочери от первого брака, была набожна, соблюдала в строгости все обряды церкви, отличалась милосердием к бедным и была хорошей хозяйкой. О чем еще можно было мечтать? К тому же, Лиза никогда не демонстрировала достоинства своего ума. Едва ли ее муж знал о том, что она умеет писать и читать на латыни и греческом...

Однако в мастерской Леонардо да Винчи эта женщина становилась иной. Она преображалась, растворялась в пространстве комнаты, пропитывала собой все пространство вокруг себя, становилась самим Леонардо, а он – становился ею...

Быть может, то была Любовь, заставляющая этих двоих казнить друг друга невозможностями... Извечная дилемма творца – кого ему выбрать? Живую Джоконду сейчас, либо же «умертвить» живую, отдав предпочтение ей бессмертной, запечатленной на века ее живой кистью...Выбрав одну, Леонардо терял другую. Третьего было не дано. Но они обе были одинаково дороги Леонардо.

Тайна полотна

Улыбка Джоконды

Оставим же эту тайну мастера в прошлом. Он имеет на это право, и без того обнажив перед всем миром свою душу на вечность. И пусть сейчас гадают ученые, что скрывает улыбка Джоконды, пусть рассматривают под микроскопом буквы и цифры, пусть анатомируют души этих двоих, ставших единым целым, решая, что же означают эти буквы LV в правом зрачке женщины. Или, если все-таки предположить, что эти буквы означают всего лишь имя мастера, то вот что же значат то ли буквы СЕ, то ли В в левом зрачке? А вот еще любопытно до невозможности, на заднем плане картины, там, где изгибается дугой арка моста видно число 72 или это, все-таки буква L с двойкой? А еще вот видно число 149 с затертой четверкой, наверное, это все же дата создания картины? Пусть решают. Пусть ломают головы, надеясь приоткрыть завесу некоей тайны. Возможно, когда-нибудь, станет очевидным то, что эту тайну мастер никогда и не пытался скрыть. Об этой тайне известно немногим, но лишь едва прикоснувшись к ней, она меняет жизнь и душу человека навсегда. И имя этой тайны – Любовь!

Автор: Надя ЭЛЛЬ

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

>