Сикстинская капелла

КапеллаРазве можно рассказать, о чём положен отдельный мазок в шедевральном полотне, чему служит вырванное из контекста слово в нетленном детище писателя или о чём звучит оторвавшаяся от гениальной симфонии сиротливая нота? Аналогично нельзя написать что-то осмысленное и о Сикстинской капелле в рамках небольшой статьи. Эта непосильная задача особенно может быть осложнена, если автор вместо перехода к сути вопроса, вступительные предложения тратит на рассуждение о каких-то непонятных абстрактных вещах.

Сикстинская капелла как явление в мировой истории, культуре и искусстве заслуживает того, чтобы ей посвятили не один научный труд, препарировав анализом каждый из её элементов, а затем собрав воедино синтезом, указав на ограниченность рассмотрения частного в отрыве от целого. Исходя из всего вышесказанного, автор отдельной статьи вынужден поставить перед собой задание описать наиболее знаменательные, достойные внимания аспекты и штрихи подобного эгрегора. Ну что же, приступим!

Великолепная простота

Сикстинская капелла снаружи

Как кокос в своей пронизанной волокнами твёрдой скорлупе скрывает живительное молоко, как ветхая старость несёт в себе высокую мудрость, так и Сикстинская капелла за своей, относительно скучной архитектурной композицией (несмотря на её условную неприглядность, пропорции капеллы близки пропорциям ветхозаветного храма Соломона в Иерусалиме), таит великолепие живописного убранства.

К созданию сего великолепия приложили свои руки и кисти немало мастеров эпохи Возрождения, среди них: Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио и др. Наиболее важным для будущего имени капеллы был, конечно же, Микеланджело.

Следует обратить внимание на то, что в то время (XV-XVI в.) нормой было создание фресок на потребу дня. Поменялись идеи, превалирующие в церковных кругах, значит, и фрески должны соответствовать настроениям данного временного промежутка. Длительность жизни, заурядной фрески измерялась несколькими годами. Поэтому то, что фрески Микеланджело дошагали до нашего времени, несмотря на множество опасностей, которые таит в себе время и подобные обычаи, само по себе уже достойно восхищения.

Повсеместные трудности

Сикстинская капелла

Немного задержимся на угрозах, с которыми сталкивается рядовая фреска, живущая в пяти-шести вековой церкви:

• Трещины в стенах, вызываемые обыкновенной старостью здания, а также непродуманным строительством вокруг. В случае с Сикстинской капеллой это было строительство базилики Святого Петра.

• Протекающая крыша. Вода вместе с селитрой (минералы, содержащие нитраты щелочных и щелочноземельных металлов) приводила к обесцвечиванию красок

• Банальная пыль, дыхание прихожан и копоть от свеч. Именно злодеяния последних всё еще можно разглядеть на реставрированном "Страшном суде". Небольшой тёмный прямоугольник в левой нижней части фрески, как напоминание о том, что это здание живёт и дышит. При желании подобные пятна могут быть найдены и в других частях картины.

Современные организаторы реставрации, которая началась в 1979г. и с небольшими перерывами длилась почти 20 лет, столкнулись с непростыми проблемами, завещанными им минувшими годами:

• Для очистки фресок необходимо было использовать растворитель строго определённое количество времени, дабы не уничтожить сам рисунок вместе с грязью. В зависимости от того писалась ли данная часть методом наложения краски на мокрую штукатурку либо методом секко (живопись по сухой штукатурке), продолжительность применения растворителя колебалась от 3 до 12 минут.

• Необходимо было создать специальную систему вентиляции для нейтрализации негативного влияния дыхания тысяч ежедневных посетителей.

Скульптор - художник

Сотворение Адама

Мы еще вернёмся к настоящему времени, а сейчас прошу проследовать за текстом в начало XVI века, когда Папа Юлий II навязчиво убеждал Микеланджело взяться за работу над росписью свода капеллы. Мастера не особо прельщало подобное задание, - в первую очередь он был скульптором. Но всё же в конечном итоге он дал своё согласие и принялся за работу. Знал бы он, как ему благодарны за его решение многочисленные паломники.

Роспись плафона заняла 4 года. Микеланджело в своих записях поделился с бумагой теми неудобствами, с которыми ему приходилось мириться во время труда: постоянно запрокинутая голова, нестерпимые боли в спине, краска, заливающая глаза... Слава Богу, что эти мучения не были напрасны.

Страшный Суд

Все сюжеты капеллы расположены таким образом, чтобы у зрителя была возможность рассматривать их, двигаясь от алтаря к выходу. Роспись представляет собой зарисовки из Ветхого Завета: создание Земли, создание планет, ветров, создание Адама, Евы, опьянение Ноя, изгнание Адама и Евы из рая ит.д.

Каждый сюжет является аллегорией для передачи определённой истины: вина и наказание, человек как раб собственных грехов, церковь как символ избавления ит.п. Кстати, обратите внимание на фреску "Сотворение Адама", - есть некоторые исследователи, полагающие, что Бог Отец, поддерживаемый бескрылыми ангелами, есть не что иное, как изображение мозга человека со всеми анатомическими изгибами.

Второй знаменательной работой Микеланджело в Сикстинской капелле является фреска "Страшный суд". Гений изобразил здесь около 400 действующих лиц. Самыми интересными среди них являются изображение Христа, Богородицы, Андрея Первозванного, святого Петра и Павла, Адама и Евы, святого Варфоломея вместе с содранной с него во время истязаний кожей.

Многие искусствоведы считают, что лицо этой содранной кожи есть автопортрет самого автора. Фреска отличается обилием обнаженных тел, что в то время в высшей степени возмутило служителей церкви. Поэтому сначала в XVIв., а затем и в XVIII, некоторые из героев картины обзавелись одеждой. Затем, во время реставрации в XX веке, было решено наряды, дописанные в XVIII веке убрать, а дорисованные ранее – оставить.

Дополнительные советы

На этом, пожалуй, стоит окончить наше небольшое повествование о Сикстинской капелле. Прежде чем посетить капеллу советуем ознакомиться подробнее с историей создания и смысловыми нагрузками, таящимися в скульптурной живописи Микеланджело.

Будучи первоклассным скульптором, он и в живопись перенёс эту неповторимую реальность форм. Но не стоит позволять реализму его работ ввести вас в заблуждение – это не те картины, которые могут быть поняты и прочувствованы с первого взгляда. Для правильного понимания и тонкого проникновения в их сакральные смыслы, следует должным образом настроиться и тогда, быть может, вам удастся прочувствовать скрытую силу героев фресок, увидеть то, что видел в человеческом теле сам Микеланджело, – идеальное творение, олицетворение самого Создателя.

Постарайтесь распланировать вашу поездку таким образом, чтобы не оказаться у дверей капеллы в разгар религиозных праздников рядом с каскадом всё прибывающих паломников. И уж, конечно, приложите все усилия для того, чтобы не угодить в дни проведения конклава,- ведь именно в этом здании вершится судьба избрания очередного папы римского.

Автор: Леонид Мишуков

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

>