Колизей – амфитеатр Флавиев

Римский КолизейЧто первое приходит к вам в голову при упоминании Колизея? Италия, Рим, кровь, бои гладиаторов, смерть, могущество. Ни один психолог не нашёл бы у вас отклонений, назови вы вышеуказанные ассоциации. Именно таким предстаёт Колизей в воображении рядового путешественника, именно таким он изображён в многочисленных фильмах и компьютерных играх. Но давайте в этот раз попытаемся отойти чуть поодаль от навязанного нам образа и взглянуть на другие грани сего творения.

Зачем понадобился Колизей

Итак, целью создания подобного амфитеатра служила непростая политическая ситуация сложившаяся в то время в Риме. На смену сверженному тирану Нерону пришёл Веспасиан, отличавшийся более миролюбивым характером.

Римский Колизей - реконструкция

В первую очередь Веспасиану было необходимо перечеркнуть всё связанное с его предшественником, одновременно с тем мудро управляя толпой, дабы не навлечь на себя её гнев, который как раз и сгубил ненасытного Нерона. Достижению этой цели как нельзя лучше служило бы возведение амфитеатра-стадиона невиданных размеров.

По разным оценкам, Колизей вмещал 60000-80000 зрителей. Место для постройки было выбрано не случайно – бывший дворец Нерона. Давайте похлопаем Веспасиану - его план был донельзя хорош. Оставалась только одна проблема: где взять столько денег в финансово истерзанной после правления Нерона империи? Ответ – рабы из восточных провинций. Они продавались десятками тысяч.

Строительство Колизея

Колизей строился в течение 10 лет, открывал его уже сын Веспасиана – Тит, знаменитый своим покорением Иерусалима. Празднование в честь открытия длились 100 дней. Но, как говорится, для одних праздник, - для других недобрая судьба. Несколько тысяч животных и людей были убиты во время этого многодневного кровавого зрелища. Если учесть, что также во время представлений раздавалась бесплатная еда,- то вон он отличный рецепт для того, кто хочет держать толпу в узде.

Более того, для постоянного подогревания интереса к состязаниям, через пять лет

Колизей сегодня

была проведена масштабная реконструкция Колизея и создан, так называемый, гипогей – подземные раздевалки-лабиринты. Теперь, благодаря особой системе рычагов новые смертники могли появляться на арене неожиданно и практически в любом её месте.

Да, для нас таких в крайней степени современных и цивилизованных людей, зверства, происходящие на арене Колизея, кажутся дикостью, бесчеловечностью и кровожадностью. Но давайте вспомним о том, что тогда не было интернета, телевидения и прочих массовых магнитов для внимания. Для того времени, когда кровь лилась не где-то там далеко, такие увеселительные мероприятия были в порядке вещей. Слава Богу, что теперь человечеством можно управлять намного более гуманными способами.

Уникальность Колизея

В чем же еще заключается уникальность Колизея? В то время уже существовали подобные стадионы, но именно при строительстве амфитеатра Флавиев была использована, если так можно выразиться, стандартизация строительных работ. Безусловно, что при строительстве столь монументальных объектов привлекалась многочисленная пёстрая рабочая сила. Пестрота рабочей силы относится в первую очередь к тому, что наряду с опытными каменщиками работали и сущие новички. И только ввиду того, что сам процесс строительства в те времена для римлян проходил уже по шаблонной схеме, каменщики без опыта работы могли успешно справляться с типовыми задачами.

Колизей в Риме

Многочисленные арки, несущие на себе громадный вес сводов-стен стадиона, являются отличным результатом функционирования данной схемы. Также при строительстве Колизея использовался вполне заурядный в наше время материал – бетон. А в то время он был настоящим откровением, позволившим придать стенам-подпоркам необходимую прочность. Но и это не так удивляет как продуманная система натягиваемой крыши от солнца, представляющей собой тенты из парусины.

Нельзя обойти своим вниманием яркую иллюстрацию расслоения общества, которая существовала в то время и жива-здорова по сей день. В зависимости от социального положения, посетитель размещался на разном удалении от арены и даже заходил через определённый, полагающийся именно его рангу ход. Всего таких ходов – 76. Такое огромное количество объясняется в первую очередь намерением сделать невозможной случайную встречу плебеев с каким-нибудь "неприкосновенным" патрицием или сенатором.

Упадок Колизея

Со временем Колизей пришёл в запустение из-за запрета проведения гладиаторских боёв церковью. Позднее его стали растаскивать на стройматериалы местные царьки-однодневки. И только в XVIII веке, благодаря всё той же церкви, которая вдруг изменила своё к нему отношение, он познал всю силу заботы и любви, на которую только способны римские понтифики.

Колизей-музей

Современные гладиаторы

Сегодня Колизей, наверняка, не выглядит столь впечатляющим как в день своего рождения, особенно в связи появлением многочисленных бездушных небоскрёбов. Но в нём всё еще жива та неиссякаемая энергия борьбы за жизнь, за каждый следующий вдох, сочащаяся сквозь века. Бродя, по его коридорам, можно погрузиться в волнительно-гнетущую атмосферу смерти ради веселья. И только зелёные таблички с указаниями, куда идти дальше и где выход, могут помешать вам нырнуть в неё с головой.

К сожалению, недавно, большинство проходов внутрь были закрыты и сейчас уже нельзя пробраться туда под покровом темноты, посмотреть на луну, прислонившись к обнаженным стенам, послушать, о чём поёт ветер, гуляющий по его аркам. А проделать все эти трюки при свете дня вам вряд ли удастся – обилие туристов не позволит вам расслышать тихий шепот Колизея. Но и днём ему всё еще есть чем сразить путешественников.

Автор: Леонид Мишуков

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

>